Проблема в системе?!
Продолжая разговор о Системе спорта в России и о существовании спидвея в этой Системе, начатый в 10-ом номере «Круга», важно все-таки учитывать современное состояние в целом спорта в России и спидвея в частности. Особенно за последние 2-3 года: РОССИЯ - Чемпион Мира по хоккею, Чемпион Европы по баскетболу, Бронзовый призер Чемпионата Европы по футболу. Очень достойные результаты на последнем Чемпионате Мира по биатлону, несмотря на целую обойму допинговых дисквалификации... В Ледовом спидвее Россия - бесспорный Мировой Лидер, да и в классическом гаревом Мы - шестые в Мире!
А вот в российском спидвейном Чемпионате просто нескладуха какая-то!
Банальная отмазка типа гаревый спидвей не является Олимпийским видом спорта и из-за этого основные проблемы не является оправданием сегодняшнего состояния гаревого спидвея в России. Ну, хотя бы потому, что и Ледовый спидвей не является Олимпийским, а Мировое лидерство России более чем очевидно!!!
МОЖЕТ БЫТЬ, именно поэтому «Мега-Лада» и возродила Ледовый спидвей у себя, в Тольятти, в 2008 году, о чем, кстати, и говорил ныне ушедший от нас Президент «Мега-Лады» А. Степанов в своем последнем интервью «ТВ Экспресс» в 2008 году. А УЖЕ зимой 2009 года на то-льяттинском стадионе состоялся этап Мирового Чемпионата по Ледовому спидвею.
ЗНАЧИТ, дело не только в СИСТЕМЕ, но еще в подсистемах и в инициативе в регионах. И главное - в мудрой и последовательной реализации инициатив в регионах, направленных, в том числе, и на удовлетворение потребностей населения (то есть болельщиков) и, безусловно, амбиций руководителей регионов.
Все это выражается в создании подсистем в том или ином регионе, и способствует и спонсированию спидвейных клубов, и развитию материально-технической базы, в том числе и спортивных сооружений-стадионов, в частности и в Балакове, и, безусловно, в Тольятти.... Трудно говорить о Владивостоке (я там не был), но то, что до сих пор во Владике нет защитных надувных бортов на стадионе (кстати, закрепленных теперь в регламенте НЛС в качестве обязательного условия готовности стадиона к соревнованиям), говорит об отсутствии должной инициативы и, как минимум, заботы о безопасности гонщиков со стороны руководства «Востока».
А что уж говорить о Башкирии, где вот уже на грани вымирания сам спидвей: и в Октябрьском, и даже в Салавате! А ведь Башкирия, как теперь уже исторически сложилось, является «кузницей» Спидвейных Мастеров, в том числе и современных - Гизатуллин, Гафуров, Власов, Д.Сайфут-динов, Э.Сайфутдинов... И где эти мастера были сейчас, если бы не было СК «Турбина»? Ведь даже «Мега-Лада» не проявила решимости содержать двукратного Чемпиона Мира в U-21 Э. Сайфутдинова.
Следовательно, в существующей СИСТЕМЕ спидвея недостаточно проработаны Механизмы стимулирования мотивации ИНИЦИАТИВ регионов со стороны МФР и Министерства Спорта РФ.
Следующая Системная ошибка в современном спидвее мне представляется еще более очевидной. Это положение регламента НЛС о финансировании РОССИЙСКИМИ клубами ВЫСТУПЛЕНИЙ Сборной страны в Чемпионатах Мира и Европы. И если поправка в регламенте НЛС о самостоятельном финансировании выступлений гонщиков в Личных соревнованиях, т. е. за свой счет, а не за счет клубов, в общем-то, логична, то вот уж выступления Сборной страны -РОССИИ, безусловно, могло и должно быть профинансировано за счет самой страны - РОССИИ. Это же еще и в первую очередь международный престиж (политический, если хотите). И, как минимум, проблемы Сборной просто обязаны решаться на уровне МФР или даже, скорее, Министерства Спорта России, а не за счет клубов, как сегодня (из решений НЛС от 09-10.02.09).
У КЛУБОВ и так хватает затратных статей. Задачи КЛУБОВ, в первую очередь, -готовить гонщиков для Сборной страны непосредственно через отбор наиболее талантливых мальчишек и тренировочный процесс, а также участия их в составе команд мастеров во внутреннем Чемпионате страны и соревнованиях других форматов. Международные соревнования в формате Сборных более логично проводить и, безусловно, финансировать за счет МФР или даже Министерства Спорта России, но никак не за счет клубов!
В этой связи такой пункт регламента НЛС представляется явно не корректным и является системной недоработкой, в первую очередь, МФР. И как подтверждение этому - мнение теперь уже отсутствующего среди нас Президента «Мега-Лады» А. Степанова, который опять же в своем последнем интервью говорил, что председатель МФР - хороший человек, честный человек, и это уже хорошо, но российским спидвеем должен руководить человек в должности не менее Министра...
Но должность Министра это, видимо, перебор желаемого, это хорошо бы, но нереально, хотя бы потому, что, ну, не может быть реально столько Министров, сколько видов спорта в стране. Но вот то, что помимо качеств Хорошего человека, (безусловно, нужных), председатель МФР должен обладать и другими качествами и, прежде всего, качествами Хорошего Чиновника - это точно. В противном случае в СИСТЕМУ не попасть... При этом еще желательно быть из Питера...
Вспомните подъем, всплеск, в том числе и финансовых вливаний, поступлений в футболе! Он, этот всплеск, обусловлен приходом в Федерацию Российского Футбола Виталия Мутко, кстати питерца, -вот и обеспечили подъем, успехи в футболе за последние 2-3 года. А теперь В. Мутко - Министр спорта, туризма и молодежной политики России. Вот ВАМ и попадание в СИСТЕМУ.
Кстати,если кто помнит, сын СТАЛИНА - ВАСИЛИЙ - очень неравнодушен был к спорту и сильно опекал и футбол, и, в частности, Ледовый спидвей... И до сегодняшнего дня СИСТЕМНОЕ финансирование по линии Министерства Обороны, в частности, ЦСКА, в том числе, и непосредственно спортсменов является базовой Основой успехов представителей армейского спорта на всех уровнях, в том числе, и, в первую очередь, на уровне Сборных команд страны. Кстати, сейчас в рамках проводимой военной реформы ЦСКА фактически уходит на «гражданку», превращаясь в обычное спортобщество (как сообщает «Российская газета» №35 от 03.03.2009 г.). Посмотрим, какие будут успехи у ЦСКА в разных видах спорта после СИСТЕМНОЙ реформы и что будет с финансированием? Во всяком случае, Министр спорта подтвердил реформирование и высказался за необходимость сохранения армейского спорта в СИСТЕМЕ Вооруженных Сил. Но реформа этого не предусматривает - как будет, пока неизвестно...
КАК неизвестно и то, во всяком случае мне как болельщику - знает ли о проблемах Спидвея в России сам МИНИСТР спорта России? В этом уверенности нет.
Очевидна недостаточная активность или «пробивность» МФР на правительственном уровне. И это неголословно. Буквально полгода назад при встрече ПРЕДСЕДАТЕЛЯ МФР А НИФОНТОВАс БАЛАКОВСКИМИ болельщиками после гонки, посвященной 50-летию российского спидвея, он заявил, что основной источник финансирования спидвея -это спонсорство (как, например, в США мотокросса, в частности), а не государственная поддержка; в МФР нет бюджетных денег.
ПЛОХО, что нет. Должны быть. Этого трудно добиться, но это совсем не означает, что этого не надо добиваться. В этом, в том числе, мне представляется Системная, если не ошибка, то, как минимум, недоработка МФР. Все-таки более логичным представляется развитие клубов на местах за счет регионов, в том числе и спонсирования, хотя и не только, а вот на уровне Сборной страны финансирование должно быть за счет государства - ПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫХ ПРОГРАММ, в том числе и за счет чиновничьего лоббирования, на уровне, как минимум, Министерства Спорта России, причем Системного!
К сожалению, такого уровня чиновников не заметно сегодня в СПИДВЕЕ. В этом и есть основная СИСТЕМНАЯ проблема спидвея в России.
P. S. Хорошо, что хоть в САРАТОВСКОМ регионе ситуация иная.
Ольга Кушнир