Публикации материалов о совещании Национальной лиги спидвея, состоявшемся 9-10.02.09 года в г. Балаково.
Решения о неприглашении легионеров и о сокращении числа команд в российском Чемпионате в 2009 году, и, как следствие этого, 4-круговая формула проведения Чемпионата многими воспринимаются адекватноно это и понятно. Во всяком случае, с позиций болельщика - вроде того, что теперь не увидим Лидеров Мирового Спидвея или что это за Чемпионат с тремя или даже четырьмя командами, хоть и в четыре круга...
Но мы призываем не горячиться, а, отбросив эмоции, обратить внимание на позитивные моменты в сложившейся ситуации, в том числе, и на сокращение числа команд в Чемпионате. А позитивное есть в любой ситуации.
Вспомним: 2-3 года назад число команд достигло 9. Кто от этого выиграл!? Болельщики? Гонщики? В целом спидвей?.. НЕТ! Уж болельщики не выиграли точно -вспомните «Меткор», «Приморье».... И главное - то, что творилось на треке с участием этих команд.
Сравните 2008 год с 5 командами - когда судьба Чемпионата решалась буквально в последних гонках. Следовательно, чем меньше команд, тем напряженнее ГОНКИ! Не все так печально, как может показаться кому-то.
Даже если вернуться в прошлый, 2008 год, вспомните: из 5 команд только 3 боролись за подиум, Чемпионство. «Салават» даже в «пыль» никому не попадал, да и «Украина» выездной серией своей лишила мотивации, в том числе, и СК «Турбину» в финальной гонке Чемпионата, если не брать во внимание спортивную составляющую.
Кстати, со спортивной точки зрения наиболее предпочтительным клубом 2008 года, на наш взгляд, был все-таки «Восток» -тем все равно, где бороться - что на выезде, что дома. К тому же, для них и свой трек, как выездной - основные гонщики больше времени находятся в Европе и в России, нежели «дома», во Владивостоке. Правда, достойное серебряное место-2008 несколько блекнет на фоне спорного 12-го заезда «Восток» - «Мега-Лада» и 15-го заезда «Восток» - «Салават», что уж говорить о везении «Востока» СК-шным Воласеком.
Но вернемся к сезону-2009. Гонок на нашем стадионе «Труд» будет даже больше, чем в 2008, ввиду 4-круговой системы и планируемых соревнований других форматов. Зрелищней все-таки увидеть по 2 гонки с «Востоком» и «Мега-Ладой», нежели с «Украиной» выездной модели-2008. К тому же, почти все финалы на нашем балаковском треке.
Что же касается легионеров, то, безусловно, с одной стороны, неплохо, когда приезжает Чемпион Мира Ники Педер-сен (да еще и не за наши деньги), но с другой стороны, даже не очень интересно, результат очевиден, а борьбы практически нет... Разве что в заезде с С. Николсом вспомните ЗАЕЗД (СК «Турбина» -<Мега Лада»). На наш взгляд, это наиболее зрелищный заезд сезона-2008.
Ну, и наконец: за 7 лет, с 2001 по 2008 годы, гонщиков в России стало больше. Однако Мастеров уровня сборнон не прибавилось, кроме, конечно, Э. Сайфутдинова. В России все те же 4-5 топовых гонщика - согласитесь. Д. Гизатуллин, Р. Гафуров, Г. Лагута Э. Сайфутдинов .
Так что и, объективно, сегодня в России даже при наличии достойных спонсоров сформировать приличные, сбалансированные по составу хотя бы 5 команд вряд ли удастся - поэтому их, команд, всего-то 3!
При всем этом Россия очень не слабо выглядит в в Европе, и даже в основную сетку Гран-При-2009 вошел российский гонщик. Это подтверждает очень приличный уровень отдельных российских гонщиков в отличие от уровня СПИДВЕЯ в России В ЦЕЛОМ.
Что же поможет развитию спидвея в России, особенно в современных условиях?
Этот вопрос мы задали телезрителям «Экспресс-новостей» на телеканале «ТВ Экспресс» 13.02.09, предложив для ответа три варианта: спонсорство; энтузиазм болельщиков; поддержка государства.
При важности всех трех составляющих интерактива необходимо отметить, что 39% наших зрителей считают, что именно энтузиазм болельщиков поможет развитию спидвея. И это самый большой процент из всех предложенных вариантов ответов.
Практически одинаковое число зрителей проголосовали за два других варианта: спонсорство - 32% и поддержка государства - 29%.
Справедливости ради, надо сказать, что творческая группа программы «Час спидвея», в общем-то, ожидала подавляющего большинства ответов по варианту «СПОНСОРСГВО», поскольку только ленивый не говорит о том, что все решают деньги, забывая при этом сделать акцент на общей системе спорта, существующей в России.
Именно поэтому мы и предлагали третий вариант ответа в интерактиве - «поддержка государства». И, безусловно, имели в виду не только, и не столько, поддержку из бюджетов разного уровня того или иного вида спорта (финансирование из бюджета запрещено), в том числе, и спидвея, а именно поддержку государства в плане создания системы в стране, способствующей не только сохранению отдельных видов спорта, а именно их развитию (в том числе, и спидвея).
А сегодня такой системы просто НЕТ. Точнее, она есть, но затрагивает, в лучшем случае, Олимпийские виды спорта, а другие виды спорта, в том числе и спидвей, не входят в эту систему. И в данной ситуации, кроме системы, как бы и винить-то некого - что может сделать НЛС или МФР не будучи в системе?..
А она, эта система, безусловно, должна стимулировать и спонсорство, и в целом отдельные регионы и города в поддержке или развитии того или иного вида спорта, исторически культивированного в том или ином регионе. А соревнования, которые собирают десятую часть всего проживающего в городе населения одновременно в одном месте, в частности, спидвей в Балако-ве, вообще должны иметь государственный статус - российский!
В конце концов, результаты на гаревой дорожке во Владивостоке, в Балакове... влияют не на отдельного болельщика и даже не на 10-20% населения города, а, как минимум, на 100 тысяч, поскольку настроение каждого, кто присутствует на стадионе, непосредственно влияет на тех, с кем потом, по возвращении со стадиона, человек общается: члены семьи, соседи, коллеги, влияет на качество работы и производительность труда и т. д. И все это, и, безусловно, психологическое состояние населения конкретного города просто необходимо учитывать государству. Или, как минимум, Министерству спорта Правительства Российской Федерации.
Материалы подготовила
Ольга Кушнир