Интервью главного тренира Турбины Валерия Гордеева
В мотоспорт приходят сотни, но задерживаются единицы. 
Каждый месяц через балаковский мото - клуб "Турбина" 
проходит до-30 человек, это более пятисот мальчишек за 1,5 года. 
С этого сезона реально занимаются около сорока. 
Кто-то пугается падений, другие устают от необходимости 
работать над своим техническим мастерством. Лишь часть самых 
непреклонных и выносливых после ушибов, даже переломов, 
приходят, садятся за руль и снова тренируются. 
Так, тридцать пять лет назад, начал заниматься спидвеем 
главный тренер нашей команды, Валерий Гордеев.
        В спидвей Валерий Дмитриевич пришел в десятом классе. Собственно, по началу его 
совершенно не тянуло к этому виду спорта. Гонкам на мотоцикле,  в отличие от своего старшего брата, Владимира, юноша предпочитал 
рыбалку и охоту. После того, как Вову забрали в армию, Гордеев-младший случайно заглянул на тренировочный трек, где его и "поймал" 
тренер старшего брата с просьбой попробовать себя на дорожке. Это стало решающим моментом в жизни будущего, знаменитого на всю Россию 
и за ее пределами, гонщика...
        Через год после тренировок, в 1970, меня включили в основной состав "Турбины" и я 
успешно прижился в спидвее. Пошли первые результаты. В 1971  - выиграл Чемпионат страны среди юниоров и Чемпионат России среди взрослых.
В 1972 году попал в финал мира и занял тринадцатое место. Прозанимавшись спидвеем 23 года, пять раз выигрывал Чемпионат страны. 
Вместе с братом дважды становились серебряными призерами Чемпионата мира. К моим основным достижениям в спидвее можно добавить золотой 
шлем Австрии и победу в финале континента.
        Тренерской деятельностью Валерий Дмитриевич занимается в течение нескольких лет. 
Год отработал в команде "Мега-Лады", а после возвращения домой стал главным наставником  "Турбины". 
Валерий Дмитриевич, а легко ли работать тренером с современными гонщиками, поменялись ли их приоритеты в спорте? 
Жизнь сейчас абсолютно другая. Если раньше мы ездили и не думали, сколько нам заплатят, то сейчас у спортсменов на первое место встает 
денежный вопрос. Нет уже такого фанатизма и патриотизма в спидвее, как у нас. Сейчас гонщики хотят иметь все, не прилагая к этому 
особых усилий. Им сложно объяснить, что "если мы вкладываем в тебя средства и труд, то хотим видеть результаты". Пытаемся привить 
нашим гонщикам настойчивость, ведь чтобы хоть чего-то добиться, надо очень много работать. Просто так ничего не бывает. 
        У тренера, наверное, должна быть стальная нервная система...
Я по жизни человек очень терпеливый, меня сложно вывести из себя. Поэтому на наших вспыльчивых и нервных спортсменов не обращаю 
внимания. Я долго на них смотрю, наблюдаю, но если решусь с кем-то из них расставаться, то это окончательно. Сначала пытаюсь, конечно, 
"наставить на путь истинный"…. С гонщиками всегда бывает очень короткий "разговор": вот дорожка, вот мотоцикл - покажешь результат, 
тогда можешь высказывать свои претензии тренеру. В противном случае садись на скамейку запасных и наблюдай.
        С кем из гонщиков "Турбины" Вам легче всего работалось в этом сезоне?
Конечно, с Флюром Калимуллиным, это гонщик еще наших времен. Что касается молодых…. Кирилл Филинов - это беда! Его на тренировку можно 
было либо вообще не дождаться, либо увидеть на треке в последний момент, хотя он очень способный парень. Если Ленар Нигматзянов с 
середины сезона начал четко приходить на занятия, работать над собой, то результат постоянных тренировок сразу же отразился на его 
вождении: он здорово прибавил в мастерстве езды. Надеемся, что в 2005 Ленар еще больше "подрастет" в спидвее. Все задатки к этому есть. 
        Сильно переживаете во время соревнований?
Да меня трясет всего! Очень волнуюсь! Наверное, мне еще тяжелее, чем гонщикам. Так и хочется выбежать на дорожку и подсказать, что и как 
надо делать.
        Исход соревнования - сюрприз для Вас?
Нет, я всегда реально оцениваю возможности своих ребят, их соперников. Перед любой гонкой уже понятен её предварительный исход, здесь
  чудес не бывает. Хотя спидвей всегда сопровождает некоторая доля непредсказуемости в виде травм. 
  
        Ваши "предсказания" для команды на 2005 год
 - Это очень сложно. Еще неизвестно, кто придет в наш коллектив после нового года, когда закончатся контракты и гонщики начнут выбирать, 
 где им остаться. Мы бы хотели видеть в "Турбине" - 2005 Григория Лагуту и Алексея Харченко. Плюс нам нужен один взрослый гонщик, по 
 поводу которого мы уже ведем переговоры с одним из клубов. В идеале я представляю "Турбину" из балаковских ребят, как у нас было в свое 
 время - ни одного легионера, всегда выступали только своим составом. Но пока мы готовим своих профессионалов, нам приходится приглашать 
 чужих гонщиков, чтобы команда продолжала выступать, а подрастающие спидвеисты знали, с кого брать пример. 
        Как Вы оцениваете достижения "Турбины" в этом году?
Мы могли выступить гораздо сильнее. Помешали травмы Матвеева, Филинова. Минигалеев пропустил выездную гонку на Украину и в Прибалтику, 
куда не попал и Нигматзянов, не успев сделать загранпаспорт. Одним словом, наш "золотой фонд" по тем или иным причинам пропустил те 
соревнования, в которых он был нужен. Вообще, я считаю, что мы реально могли занять третье место, но не сложилось. В следующем году 
сделаем всё, чтобы подняться выше.
        Можете назвать самых способных гонщиков в Клубе?
Из молодых: Филинов, Нигматзянов. Из группы подготовки: Косолапкин, Солдаев - те, кто за короткий промежуток времени прилично стали 
ездить. Осталось дать им возможность поучаствовать в соревнованиях. Из нашей школы спидвея, где занимаются мальчишки до 10 лет, 
перспективные - Водяков Артем, Цуканов Кирилл, Локтаев Саша, Карманов, мой сын неплохо ездит.
        Идеальная спидвей - команда по составу - какая?
Для успешного же выступления команды в сезоне состав должен быть из 8 основных гонщиков: 4 взрослых, старше 21 года, и три с 15 - 21 
года. Плюс два резервных, то есть всего десять человек. 
        В спидвее многое зависит от техники.. Чем на сегодняшний день "Турбина" оснащена  и 
что еще необходимо приобрести для команды? 
Сейчас в нашем распоряжении 17 мотоциклов фирмы "Ява" с двигателем объемом в 500 куб. см  для участия в чемпионате России среди взрослых 
и юниоров, и 2 австрийских кроссовых мотто "КТМ" с 85-ю "кубиками" для юношей. В первом квартале следующего года однозначно будем 
закупать десять "Яв" и штуки четыре итальянских двигателей GM. Запчасти - крылья, рамы, колеса, вилки, ручки - очень быстро расходуются, 
поэтому к 2005 потратим на них, наверное, около трех миллионов… В идеале хотелось бы приобрести еще 10 детских мотоциклов, хотя бы 
пятнадцать взрослых и запчастей на такую же сумму. Обязательно для всего основного состава закупим новую экипировку, в которой все 
гонщики выступают и на Гран-при, и на Чемпионатах мира: классические комбинезоны с уже вшитой защитой. Безопасность спортсменов - 
прежде всего. То, в чем выступала наша команда в этом сезоне, боле всего подходит к мотокроссу. Будем стараться приобрести такой же 
"гардероб" и для детей. Конечно, материальная база Клуба определяет все. На следующий год в бюджет города через областную думу на нас 
заложено чуть больше трех миллионов рублей, будем добиваться большей суммы. Хорошо, нас поддерживают Балаковский Мясо - и Пивкомбинат…. 
Вообще, мы готовы к взаимовыгодному сотрудничеству со всеми, кто может оказать нам спонсорскую помощь. Для Клуба это действительно 
важно.
        На какие гонки "Турбина" поедет в следующем году?
Абсолютно на все! Календарь соревнований будет примерно таким же, как и в этом сезоне. Думаю, на Чемпионат России среди юношей, мы 
поедем в Тольятти, где уже построили маленький трек на 200 м именно для детей. Так что тренироваться будем здесь, на взрослом, а 
выступать там.
        Чем пока занимаются гонщики?
Часть основного состава на время отпуска разъехалась по домам, остальные проходят курс восстановительного лечения. 
А группа подготовки и юноши со школы спидвея тренируются по три раза в неделю: понедельник, среда, пятница с 14:00. 
Это время выбрали для удобства воспитанников, потому как большинство учится в первую смену. В остальные дни спортсмены занимаются 
физической подготовкой и приведением своей техники в порядок. Зимой гонщикам предстоят постоянные тренировки по ледогари. 
Более того, Клуб планирует проведение зимних домашних и выездных соревнований в Октябрьском и Салавате. Главное, чтобы погода не 
подвела.
Пресс-секретарь СТМК Турбина Садчикова Анастасия
При использовании информации гипер-ссылка на Турбина обязательна. 
Использование материалов для печати возможно только с разрешения автора.