Новости   Статьи   О сайте   Гостевая   Объявления  

>Новости
>Спидвей - дайджест
>Статьи
>История
>Таблицы
>Опросы
>Ссылки
>Видео-Фото
>Песни
>О сайте
 
поиск:





 
   
 

БОЙЦЫ НЕВИДИМОГО ФРОНТА


О механиках чаще всего вспоминают, когда случаются отказы техники во время соревнований, или когда гонщики показывают неожиданно слабые результаты.

Механик и гонщик - единая команда. У кого-то за техническую часть отвечают несколько человек, у кого-то всего один. Механик как «Отче наш» должен знать, как перебрать и отремонтировать двигатель, как установить колесо, какое сочетание «звезд» будет наиболее уместным в той или иной ситуации. При этом гонщик и механик всегда работают вместе, и решения принимают тоже вместе.

В последнее время работы у этой команды прибавилось, особенно на выездных гонках, когда по Регламенту запрещены тренировочные заезды. Они, как известно, позволяют почувствовать трек, понять, какие настройки следует сделать для успешного выступления. А потому гонщик и механик должны по внешнему виду дорожки определить, что их ждет.

Героями сегодняшней нашей публикации стали разные специалисты, которых объединяет одно слово - профессионалы. Это механики СК «Турбина» Виктор Елшин и Владимир Дубc, а также личные механики Эмиля Сайфутдинова Сергей Гарманков и Валерий Смольников.

Виктор Елшин - один из двух основных механиков команды. Работает с юниорами: Ильей Чаловым, Андреем Кудряшовым. Но в первую очередь - с Романом Поважным. По собственному признанию Виктора, их команда за годы работы стала максимально слаженной.
Виктор Елшин

- Гонщик после заезда говорит, как ведет себя мотоцикл, как подобраны настройки, - рассказывает Виктор Елшин. - Спрашивает, как заезд выглядел со стороны. Роман, даже выиграв заезд, меняет настройки, ищет варианты, чтобы проехать еще лучше.

Что значит менять настройки? В представлении многих болельщиков это связано, в первую очередь, с подбором правильного соотношения звезд. Это то, о чем часто говорят и во время соревнований в перерывах между сериями. Но настройка мотоцикла заключается не только в этом.

Нужное соотношение звезд подбирается под определенную дорожку. Гонщики говорят о треках «легкий» или «тяжелый». Первый - гладкий, укатанный практически как асфальт, скользкий. На таких дорожках заезд можно выиграть при удачном старте, обгоны здесь редки. Второй - рыхлый, ездить на нем можно везде, менять траекторию. Гонки на таких треках более зрелищные, изобилуют обгонами и непредсказуемым поведением гонщиков. И для каждой дорожки они выбирают определенные звезды.

Как звезды встанут

- В спидвее есть такое понятие, как соотношение звезд, - продолжает механик Елшин. - Существует даже специальная таблица, в ней - много цифр. Это - коэффициенты сцепления с дорогой. У каждого гонщика свои пристрастия: кто-то лучше себя показывает на "лысой» дороге, кто-то наоборот...

Другими словами, все уже давно рассчитано. Но нельзя сказать, что механики знают эти цифры на зубок. Что-то приходит с опытом, что-то, конечно, можно запомнить.

Под определенную дорогу, твердую или рыхлую, гонщики подбирают и двигатели. В первом случае, когда трек, говоря их профессиональным языком, «лысый», двигатель желателен менее мощный, чтобы не прокручивало, не выносило. А когда дорожка с насыпкой, то понадобится двигатель мощный, чтобы заднее колесо буквально вырывало из гаревой каши, чтобы зацеп был лучше.

- Вся отвественность за подготовкумотоцикла лежит на механике, - рассуждает Виктор Елшин. - Когда гонщик выезжает на трек, переживаешь ничуть не меньше него: чтобы ничего не случилось с техникой, с самим гонщиком. Сами понимаете, какая это отвественность. Перед выездом на старт необходимо все проверить тысячу раз. Если соблюдать это нехитрое правило - то заезд на 99 процентов пройдет нормально, без схода.

Не нужен нам тюнинг поляков

Тюнинг... Это иностранное слово в представлении обывателей означает некое звено в процессе усовершенствования чего-либо. Стандартный спидвейный двигатель можно сделать более или менее мощным, при этом сохранив неизменным его рабочий объем.

Как правило, гонщики заказывают тюнинг двигателей за рубежом, например, у польских мастеров. По-крайней мере, так было несколько лет назад. Но сейчас и наши, балаковские механики способны делать эту работу не хуже.

- Я несколько раз был в Польше, видел, как там работают механики, - продолжает Виктор. - Всего они, конечно, не расскажут, но коечему я научился. Теперь делаю тюнинг в наших двигателях, и ребята не жалуются. Я перебираю двигатель три дня. Надо все вымыть, почистить. При хорошем уходе он может прослужить 4 года. Потом идет ослабление металла, двигатель можно оставлять для тренировок. А на серьезные гонки - уже не желательно.

По заслугам

Когда мы заглянули к старшему механику «Турбины» Владимиру Дубсу, он работал с колесом, подтягивал спицы.
Владимир Дубс

- Колеса в спидвее, пожалуй, один из наиболее долгоиграющих элементов, - рассказывает Владимир. - Даже если они в случае падения, столкновения гнутся, то их не выбрасывают. Хотя бы потому, что из поврежденных колес можно достать целые спицы и использовать дальше. Лопнувшую спицу можно быстpo заменить прямо во время гонки, между заездами. Бывает 4-5 запасных колес. У нас напряжение ничуть не меньше, чему гонщиков, как и ответственность.

Сейчас в СК «Турбина" в основном используются колеса фирмы «Талон». Вообще, все для спидвея производится за границей. В России для спидвея не делают ничего. И, кстати, странно: передовой в спидвее является Польша, а практически все для этого вида спорта делают в других европейских государствах и даже в США. Поляки занимаются тюнингом моторов, шьют попоны на мотоциклы, комбинезоны для гонщиков.

Но продолжим рассказ о колесах. Несколько лет назад после Мемориала Анатолия Степанова, в Тольятти его сын Алексей сделал довольно любопытное заявление: «Эмиль Сайфутдинов привез карбоновые колеса - видите, что творит. Летает! Теперь вот Чемпионат России стал дороже для каждого гонщика на 1 000 евро. Сегодня к Даркину зашел, а он плюется. Спрашиваю: Серега, ты чего? А он: да есть у нас такой гонщик, деятель. Теперь вот надо где-то 1 000 евро на колеса искать».

Кстати, а использует ли Эмиль такие колеса сейчас? И вообще, что это за чудо такое - карбоновое колесо? С этим вопросом мы обратились к механикам Эмиля - Сергею Гарманкову и Валерию Смольникову. Начали они свой рассказ с демонстрации обычных алюминиевых колес новой конструкции.
Валерий Смольников

- Крепление спиц иное, - говорит Валерий Смольников. - Если на обычном колесе оно сверху затянуто, то здесь - изнутри. Когда работаешь, приходится откручивать звезду и «парашют». А здесь просто меняешь и переставляется.

«Парашютом» механики называют разноцветный диск, который крепится на заднее колесо мотоцикла. Он бережет звездочки и цепи шприца от повреждений. В весе, кстати, колеса нового и старого образца примерно одинаковые. При этом новое - не всегда значит лучшее.

Сергей Гарманков предполагает: колеса нового образца из-за их довольно жесткой конструкции Эмиль, да и любой другой гонщик, может использовать на рыхлых треках. В противном случае мотоцикл будет похож на табуретку.

А что же карбон - есть ли такие колеса у Эмиля сейчас? Нет, отвечают его механики. И это обоснованно.
garmankov.jpg

- Нет смысла их использовать, - поясняет Сергей. - Карбон - по сути, пленка, от шприца быстро теряет вид.

Во время гонок на стадионе «Труд», когда Эмиль Сайфутдинов отсутствует, Сергей и Валерий помогают другим спортсменам.



«Неча на мотор пенять..."

Со старшим механиком СК «Турбина» Владимиром Дубсом мы записали наиболее подробное интервью. Этот человек помнит времена прежней «Турбины», сам в прошлом спортсмен, он может открыть некоторые секреты с обеих сторон - механика и гонщика. Вспоминаются, рассказывает Владимир, слова Евгения Леошкина, который убеждал спортсменов: бороться можно даже тогда, когда у твоего мотоцикла не самый мощный мотор.

- Когда кто-то из гонщиков свой неважный результат пытался свалить на плохой мотор, он говорили: даже с 50% мощности можно на Мире ехать, - вспоминает Владимир. - Не обязательно иметь супермощный двигатель. Многое еще и от дорожки зависит. Если она укатанная, зацепиться не за что, да еще, если и дождь пройдет - не нужен мощный мотор, колеса и так липнут к дороге. А если трек вспахан, с ямами - тут безмотора большой мощности не обойтись. Вес гонщика тоже немаловажный фактор. Если гонщик весит килограммов 40, то ему и мотор полегче нужен. А если под 80-90...

Средний вес гонщиков - 60-70 кг. Но есть и довольно крупные спортсмены. Владимир Дубc приводит пример - новозеландский гонщик Барри Бриггс. Он был довольно крупным. Но при этом стал 4-кратным чемпионом мира: в 1957, 58, 64 и в 66-м годах. Так что даже спортсменам с большим весом можно настроить двигатель так, что равных им не будет.

У каждого свой стиль езды, продолжает Владимир Дубc, свои подходы к подготовке двигателей. Кстати, а часто ли нарушают их объем? В этом подозревают гонщиков «Востока». Например, Григория Лагуту. Хотя никто его моторы не вскрывал. И при этом подобные разговоры возникали даже в тех случаях, когда Григорий проигрывал свои старты тому же Эмилю. Но Эмиля в форсировании двигателей никто не подозревает. Почему так происходит?

- Говорить можно много что, - замечает старший механик. - Если силы у гонщиков равные, то выиграет тот, у кого старт лучше - его уже тяжело будет догнать. Да, я слышал, что увеличивают объем двигателя. В таком случае, производят замер, чтобы выявить нарушение. Но это такой риск: всю команду могут дисквалифицировать. Надо выигрывать по-честному.

Под бесконечный рев моторов...

Два года назад Международная Федерация ввела правила - на всех европейских соревнованиях использовать трубы нового образца. Гонщики жаловались: моторы перегреваются, мощность падает. Механики улыбаются - отстроить двигатели можно, и подобрать звезды тоже.

- Уровень децибелов, конечно, снизили, но это как бы «душит» двигатель, - поясняет механик Дубc. - Были попытки отдельных спортсменов переварить новые трубы, высверлить отверстия в них. Но перед турнирами все мотоциклы проверяют, и, если заметят что-то неладное, до соревнований просто не допустят.

Так что от идеи обвести всех вокруг пальца спортсмены быстро отказались. В обычных гонках СК «Турбина» по-прежнему использует трубы старого образца.

А вот еще одна особенность: некоторые гонщики изменяют положение руля. Этим, вспомним, отличался Сергей Кузин: руль его мотоцикла был немного опущен. Для чего это делается?

- Во время езды каждый гонщик ищет свое положение, чтобы руки меньше уставали, - говорит Владимир. - Американцы ездили так, это не влияло на качество. Победителей не судят. Если чемпион мира возьмет обычную прямую трубку, и с этой трубкой выиграет Гран-При, то и все так будут ездить.

Известно, что двигатель перед гонкой должен быть горячим. Для этого гонщики прогревают свои мотоциклы. В эти минуты на стадионе звучит рев моторов. Нужно ли это делать во время гонки, когда мотоцикл дожидается своего выхода на трек?

- Все от температуры воздуха зависит, - говорит Владимир Дубc. - Если на улице градусов 40 жары, двигатель лучше охладить. У нас для этого есть специальные приспособления. Если прохладно - закрываем так называемыми «теплушками». И запасной мотоцикл должен быть прогрет. Если этого не сделать, то он не будет отдавать такую мощность, как прогретый.

Еще один вопрос - почему некоторые гоняют стабильно, без сходов. А некоторым как будто не везет: то цепь порвалась, то двигатель заклинило. Особенно в этом смысле в последнее время отличался Ренат Гафуров. Но и такие случаи легко объяснить.

- Может быть неудачной партия электроники, - размышляет Владимир. - Там, внутри, мотоплата и проволочки толщиной с волосок. Где-то перегорел проводок - и все, вот вам и неудача. И такой может быть вся партия.

Мы - люди скромные

После интервью Владимир Дубc снова взялся за работу. Мы люди скромные, говорит он, бойцы невидимого фронта. Бывают случаи, когда заезд выигран, и механик понимает, что в этой победе его заслуга даже больше, чем самого гонщика. Но он никогда об этом не скажет. Все-таки, на треке главный - спортсмен.

- Скромнее нужно быть, - считает Владимир. - Начнешь «звездить», и следующая гонка пойдет не в твою сторону. Тихонечко нужно радоваться своим победам.

Вот такие у нас в СК «Турбина» скромные и, главное, профессиональные механики.


Газета "Круг" № 10 от 13.03.2012

Назад

 
 

Последние новости 06.11.2012
Мы принимаем участие в конкурсе Web-сайтов Балаково
26.06.2012
Новости на 26 июня 2012 года.
19.06.2012
Новости на 19 июня 2012 года.

 
 

Опрос
Как Вы оцените сезон 2011 года?
Результаты

 
     
 
 
 
  Новости  |   Статьи  |   О сайте  |   Гостевая  |   Объявления

Copyright © 2003-2010 Спидвей в Балаково.RU

Rambler's Top100 Балаковский Интернет-Центр