«ЭТО МОЯ ЖИЗНЬ..."
В феврале Эмиль Сайфутдинов не раз становился героем информационных
сюжетов, которые выходили в «Экспресс-новостях» и публикаций в газете
Круг».
В программе «Час спидвея» от 12 февраля -
более подробный разговор обо всем: о Гран-При, Кубке мира, образовании и свободном
времени. Но начнем с подведения итогов прошлого сезона.
|
- Сезон-2011 я считаю удачным, -
говорит Эмиль Сайфутдинов. - Вообще, сезон, прошедший без тяжелых травм, уже
удачный. Конечно, было нелегко. От меня ждут результата, и я всегда стараюсь делать
так, чтобы помочь своей команде. Для меня гонки в России не обошлись без стрессов,
наверное, даже в Гран-При тaкого не испытывал. Пожалуй, самыми эмоциональными в
моей спортивной карьере были 2009 и 2011 годы. Много событий произошло, хороших и
не очень. Но мы справились. У нас есть цели, и мы будем добиваться еще больших
результатов.
|
То, что Командный Чемпионат в России
доставил гонщику больше переживаний, чем Гран-При, объясняется просто: после
пропущенного сезона 2010-го года хотелось выступить достойно, не подвести команду.
И Эмиль не подвел. И хотя он назвал выступление в мировой серии в минувшем году
второстепенным, она, разумеется, условно.
- Настрой в Гран-При иного толка: там
гонщик отвечает только за себя, а не за команду, - размышляет спортсмен, - У меня не
все складывалось, я отпустил ситуацию и решил: придет мое время, и я еще покажу себя
в Гран-При.
Кстати, в Гран-При 2011-го года Эмиль занял
6-е место. Это неплохой результат для гонщика, который пропустил весь предыдущий
сезон.
С балаковским клубом «Турбина» Эмиля
Сайфутдинова связывают теплые отношения, причем не только деловые, но и личные.
- Скажу сразу, предложений от других
клубов мне не поступало, - заявляет Эмиль. - Я остаюсь в СК «Турбина». Мне часто
задают вопрос, не хочу ли я кататься в родном Салавате («Салават» тренирует
отец Эмиля - Дамир Сайфутдинов - ред.). Там нет таких возможностей, они не
потянут гонщика моего уровня. В польской лиге я тоже ничего не менял, остался в
Быдгоще. Меня все устраивает. Привыкаешь к команде, к своим болельщикам, к городу.
Меняешь обстановку - и настрой меняется не в лучшую сторону. Это лишний
стресс.
У нас есть взаимопонимание с
руководством «Турбины». Ко мне относятся, как к настоящему спортсмену, дают
возможность ездить так, как я хочу. И, конечно, держат болельщики. Когда выезжаешь
на трек, они так поддерживают, так тепло принимают... Это дорогого стоит,
мобилизуются внутренние силы!
В прошлом году Эмиль впервые выступал в
Англии. Этот опыт он считает удачным, но продолжать выступления на треках
туманного Альбиона не желает.
- В 2010 году я был после травм, мне
нужно было больше гонок, чтобы «вкатиться» в сезон, - поясняет спортсмен. - И потому
я подписал контракт в Англии - там гонки чуть ли не каждый день. Это прибавило мне
спортивного опыта, плюс возможность языковой практики. Но в этом году я подписал
контракт в шведской лиге.
Известно, что состав серии Гран-При в этом
году претерпел изменения. Проташевич и Уард отказались от участия. Это связано с
ограничениями, которые ввели в экстра-лиге: больше одного легионера в команде быть
не должно.
- Я считаю, что ограничения выровняли
силы, - говорит Эмиль, - и чемпионат будет интереснее. Есть ощущение, что серия
Гран-При от польских изменений может только пострадать? Нисколько! Польская лига и
Гран-При - разные понятия. Чемпионатом мира занимаются одни люди, экcтра-лигой -
другие. Участие в Гран-При - личное дело спортсмена. Если я посчитаю нужным
отказаться от него - я это сделаю.
Места Проташевича и Уарда заняли швед Петер
Льюнг и датчанин Ханс Андерсен. Кстати, про последнего датская газета «Экстра
Бладет» еще в ноябре прошлого года написала: «Ханс Андерсен в следующем сезоне
будет участвовать в цикле Гран-При. В связи с чем датчанин отказывается от контракта с
чемпионами Польши - Зеленой Гурой. Отказ от контракта с «Фалубазом» означает, что
Ханс потеряет половину своих доходов в следующем году. А мало верится, что
Андерсен ради титулов готов расстаться со своей зарплатой».
Мы поинтересовались у Эмиля - почему кто-то
выбирает Гран-При, а кто-то клубные соревнования.
- Я считаю, что решение Андерсена было
обдумано. В Дании есть хорошие спонсоры. И потому он не потеряет ничего. Может, и
больше заработает. Даже если не будет участвовать в Польше. Я бы на данный момент
выбрал Гран-При. Потому что у меня таких причин нет. Как и нет в России ни одного
спонсора. Только саратовский логотип и поддержка клуба.
Кстати, Эмиль поднял очень важную для всех
спортсменов тему о финансовой поддержке. Известно, что без спонсорских средств им
не обойтись. Россиянам в этом смысле очень тяжело: спидвей знают только в тех
городах, где проходят соревнования, о нем на центральных каналах не рассказывают
ничего. Поэтому компании не спешат давать деньги спортсменам. То ли дело Польша:
там спидвей популярен, развивается, и средствами спешат поделиться многие - и
производители колбасок, и мастера по изготовлению душевых кабин.
- Мой польский менеджер Томаш
Шушкевич рассылает предложения о спонсорстве фирмам и компаниям, - говорит
Эмиль. - А так как спидвей в Польше невероятно популярен, то проблем со
спонсорством не возникает. В России я посылал письма в Газпром и даже Президенту.
Ответ один: «Мы рассмотрим ваше предложение». Все.
В предстоящем сезоне первый этап серии
пройдет, можно сказать, на краю света, в Новой Зеландии. Далековато - это мягко
сказано.
- У организаторов Гран-При есть
желание сделать спидвей в Москве или в Санкт-Петербурге, - рассказывает Эмиль. -
Эти города им интересны, пожалуй, с точки зрения престижа: столицы все-таки. Было
бы хорошо, если бы этап прошел в России. Иначе предстоят многочасовые перелеты из
Польши до Англии, оттуда - до Дубая, из Дубая - до Новой Зеландии. Гостиницу,
перевозку техники, билеты оплачивают организаторы. Остальное - гонщики.
Под «остальным» Эмиль имеет ввиду питание и
проживание. Если бы организаторы не профинансировали переезд гонщиков в Новую
Зеландию, то никто бы туда не поехал, уверен гонщик. Лучше бы гран-присты
пропустили этот этап. Зато сэкономили бы.
- Если ехать за свой счет, то в среднем
ушло бы тысяч 20 евро. Без учета перевоза техники. А это тоже немалые деньги. У нас в
спидвее такого бюджета нет. В Гран-При больших денег не зарабатываешь. Это, скорее,
нужно для престижа.
Для того, чтобы в России провести этап серии
Гран-При, необходимо около 1 миллиона долларов. Если такие деньги найти, считает
Эмиль, то соревнование пройдет на очень высоком уровне. Но, к сожалению, пока об
этом можно только мечтать. Есть еще одна довольно любопытная информация:
поговаривают, что, возможно, один из этапов в будущем пройдет в США. Эмиль
Сайфутдинов такой вероятности не исключает.
- Я слышал, что организаторы хотят
«расширить географию» и сделать 16 этапов: Америка, Австралия, Россия. Для
спортсмена это будет трудно. Придется отказываться от лиговых гонок. И практически
весь год, без отдыха, участвовать в соревнованиях. А зимой хочется просто
отдохнуть.
Эмиль Сайфутдинов в предстоящем сезоне
включен в состав российской сборной. Этот вопрос он уже обсудил со своим отцом,
который в этом году занимается формированием команды.
- На отца ложится большая
ответственность. Посмотрим, что будет. Пока ждем указаний из МФР. Лично от него
зависит формирование правильного состава, обсуждение со спортсменами ключевых
моментов.
Спидвей - это моя жизнь, в
очередной раз признался Эмиль. Но и про образование он не забывает: как и многие
гонщики СК «Турбина», учится на экономиста в Балаковском филиале СГСЭУ. Говорит,
без проблем и долгов. Живет в Санкт-Петербурге, изредка наведываясь к родителям в
Салават. Тренируется: занимается в спортзале и гоняет на кроссовом мотоцикле.
Нагрузки чередует: от тяжелых до не очень. Рука, после того, как сняли титановые
пластины, должна крепнуть постепенно. В целом с формой все в порядке. Скорей бы
сезон открылся!
Газета "Круг" № 6 от 14.02.2012