2004 © Балаковский спидвей!


Две "Турбины", две странных повести 17.10.2006


14.10.2006г.,"Суть"
Н.Руденко

Они с самого начала были вместе. Де-факто словно родные сестры. Судите сами, один общий «отец» – старая, леошкинская «Турбина», один город, одни и те же самые преданные на планете болельщики, одни и те же цели и задачи – возвращение в город чемпионских лавров. Странно, так почему же они – команды с одинаковым названием – до сих пор не вместе? Окунемся в недавнюю историю обеих «Турбин».

Новейшая история несбывшихся надежд

О том, что Балаково навсегда влюблен в спидвей, говорили в десятилетие безвременья все кому не лень. Редкие коммерческие гонки, проводимые до возрождения команды раз в два года, собирали полные трибуны даже притом, что болеть-то было не за кого. Пьянящий запах горючего, манящий рев моторов и адреналин, хлещущий вне всяких норм. Руководство фирмы «ВиД» (собственно, небезызвестные Вяхирев, Дедов и Ямщиков лично), привозя выставочные гонки, при поддержке бывшего мэра Алексея Саурина и инициировало создание «Турбины». Потянуть в одиночку все затраты они не могли себе позволить, потому идея была отдана на откуп Совету руководителей БМО, ведомых будущим губернатором Павлом Ипатовым. Сказано – сделано, и осенью-2002 подается заявка в федерацию.
Огромную роль в становлении команды сыграли наработанные связи и непререкаемый авторитет Валерия Гордеева. Братья Волоховы и Гордеев – такому тренерскому тандему могли позавидовать многие спидвей-центры. Селекция в межсезонку была спешной, но амбициозной. Первая победа «Турбины» случилась 2 июля 2003 года. Тогда в присутствии 8 тысяч счастливых фанатов мы одолели Даугавпилсский спидвей-центр со счетом 49:39. В тот вечер боготворимый трибунами Сергей Кузин пробыл в запасе, а победу добыли пионеры команды, которым, уверена, будут еще посвящены клубные стенды: Александр Павлов (13 очков), Артем Минигалеев (11), два Сергея – Коновалов и Чекмарев (по 9), совсем юный Кирилл Филинов (4), Марат Гатиятов (2) и Руслан Гатиятов (1). До раскола в команде оставались считанные недели...

Cтаршая – голодная

Именно лето 2003-го – точка отсчета старшей (так и будем называть ее впредь) «Турбины», которая в самый разгар сезона поменяла «атомское» руководство на предпринимателя и депутата Владимира Соловьева. Все началось с личных разногласий между одним из ведущих на тот момент гонщиков СТМК с тренерским составом команды. Личностный конфликт перерос в проблемы для всей команды: принципиальный гонщик потребовал от руководства увольнения одного из тренеров, который, с его слов, оскорбил его. Однако тренерский состав в лице Валерия Гордеева и братьев Волоховых на тот момент был единодушен и объединился против строптивого спортсмена, попросив помощи у В. Соловьева. Владимир Александрович был введен в состав учредителей команды, что в свою очередь не понравилось прежнему руководству. Вот тогда и произошел раскол СТМК образца 2003 года.
За компанию с тогдашним директором клуба Николаем Коряевым ушли хлопнув дверью коренные балаковцы: Сергей Кузин, Сергей Коновалов (он тогда был еще более-менее в спортивной форме) и Александр Павлов. Для двух последних спортсменов это стало фактически уходом из большого спорта. Город стал говорить о кончине клуба, однако пессимисты забыли об одном: Гордеев – живой символ «Турбины» равно как и Соловьев – сдаваться и уходить никуда не собирались.
СТМК «Турбина» выстоял в кадровом голоде и с чемпионата не снялся, несмотря на то, что на предстоящие календарные гонки пришлось выезжать в сильно ослабленном составе. Поэтому результаты выступлений «Турбины» на время перестали вселять надежду. В сезоне-2004 руководство команды делает серьезный выбор: ради сиюминутных побед не гоняться за именитыми варягами, а сделать ставку на воспитание собственных, балаковских мальчишек. На то, чтобы из дворовых пацанов вырастить сносных юниоров, как известно, нужен не один год. И всходы то решение уже дало: уже в этом году юниоры СТМК привезли в Балаково первую медаль – бронзу командного чемпионата России среди юниоров! Причем существуя в очень некомфортных для себя условиях.

Младшая – с промашкой

В конце ноября-2005 появляется на свет еще одна «Турбина», младше своей старшей сестры на три года. Это была личная инициатива губернатора области Павла Ипатова. Болельщики призадумались: для чего губернатору кроме волейбола понадобилась в Балакове еще одна команда по спидвею? В пику соловьевской? Сам же губернатор на одном из волейбольных матчей лаконично отрезал:
– «Турбина» будет одна!
Тогда этот пассаж Павла Леонидовича поняли не все, но самые осведомленные о нраве губернатора поясняли кулуарно: старой «Турбине» пришла хана.
При этом сама же младшая «Турбина» опровергала такие кровожадные слухи: мол, мы ни с кем не хотим конфронтации. Однако упорные слухи о сочтенных днях СТМК подтвердились: в начале сезона-2006 команда Владимира Соловьева осталась без стадиона «Труд». Старый договор аренды закончился, а новый – местная власть заключила с новым клубом. Команда без стадиона – это уже что-то из разряда призраков. Так просто не бывает!
На чужом несчастье немногим удавалось свое счастье сотворить. У младшей сестренки – СК «Турбина» – дела не заладились сразу же. В ключевой момент межсезонья, когда формируется команда, подписываются контракты с новыми гонщиками клуб допустил стратегический промах, приговоривший все его амбиции на весь сезон-2006. Руководство клуба, думая в первую очередь о том, кого из звезд к себе зазвать, не уделило должного внимания молодняку. «Звезд» набрали действительно впечатляющих. Это восстановивший себя после длительного простоя Сергей Кузин, серьезно травмированный, но живучий, словно терминатор, Сергей Даркин; мудрый Флюр Калимуллин, неунывающий Сергей Ерошин – их имена знают и в России, и за ее пределами. А из «зелени» – никого внятного! И лучшим исходом в любом заезде для СК, как правило, становится ничья 3:3. Больше трех очков не возьмет и самый великий гонец, а заработать хотя бы единичку его неумелому напарнику просто не по силам.
Осознание промаха пришло только по ходу чемпионата, когда в юниорских заездах СК был просто жалок. Метнувшиеся было за длинным рублем из старшей «Турбины» Кирилл Филинов и Александр Косолапкин были связаны по рукам и ногам контрактами с их прежней командой, еще действующими на тот момент. Новый тупик!
И это притом, что задачу перед новым клубом губернатор поставил колоссальную: в первый же сезон стать призерами! Но чуда не случилось. Взять с разбегу такую планку не удавалось пока ни одному клубу, вновь созданному после перестроечного бардака. Сначала, как говорится, пороху да гари понюхайте.

Намек судьбы кому-то непонятен?

Это на своей шкуре поняла старшая «Турбина», которая после серии безуспешных попыток переговоров с целью объединиться в один кулак не стала психовать и дергаться, а занялась сама собой. Начались поиски себя в изгнании: трек для проведения домашних встреч – у черта на куличиках – в свердловском городке Каменске-Уральском. Место для домашних тренировок было найдено только летом на запасном треке. Но ребята накатывались, привозя все больше очков. А главное, не было обиды на младшую сестру. Так, наверное, и должно быть между родными. Тем более что старшинство обязывает к мудрости и снисходительности к молодым и более горячим. Потому в разгар сезона сестры снова присели для разговора. Начали с «Труда». И, как в песне поется, «их объединил стадион». Еще, кстати, и поговорка на местный лад есть такая: «Терпение и «Труд» все перетрут». Договор субаренды между СТМК и СК был подписан.
Кульминацией же сезона в Балакове стала упорнейшая гонка 7 октября между двумя «Турбинами». Что хотите думайте о ее перипетиях, но счет встречи стал настолько редким, насколько и символическим – 45:45! Как говорится, ни нашим ни вашим. Или, точнее, и тем и другим! Но так и должно быть между сестрами – все поровну и без обид. Намек судьбы кому-то непонятен?


Владимир СОЛОВЬЕВ, генеральный директор СТМК «Турбина»:
– Эта гонка мне понравилась: очень интересная. Считаю, что команда СТМК «Турбина» со своей основной задачей, которая стояла в начале сезона, справилась. Нужно было выжить в тех непростых условиях, в которых команда оказалась, вырастить молодежь и создать костяк команды. Да, мы не добились высоких результатов, но на них мы с самого начала и не рассчитывали, так как объективно смотрели на происходящее. Ребята выросли, набрали форму. Выделю отдельно Ленара Нигматзянова, Алексея Гузаева, вырос и Леша Изотов, который вообще только первый год поехал. Есть нужда еще в одном механике – но все это решаемо.
– Что касается идеи объединения обеих «Турбин»: сделаны ли для этого реальные шаги?
– Этот лозунг о создании единой «Турбины», выдвинутый нами еще в начале сезона, стал еще актуальнее. Когда только создавалась новая «Турбина», мы устали предлагать: давайте работать вместе, не надо тащить одеяло каждому на себя.
Вот и теперь мы вышли с предложением провести 21 октября в Балакове встречу объединенной «Турбины» против лучших спортсменов страны под эгидой «Единой России». И лозунг уже готов: «Единая Россия» – единая «Турбина». Примерный состав единой «Турбины» – Кузин, Даркин, Калимуллин-ст., Нафиков, Филинов, Нигматзянов, Гузаев, Косолапкин, Водяков, Изотов. Уверен, будет крайне интересно. Руководству СК «Турбина» мы направили письмо с данным предложением. Ответ за ними. А мы, как всегда, настроены на диалог.
Если смотреть в будущее, то кто бы что ни говорил, но объективно это общая команда – общий ресурс города. Нужно садиться и детально договариваться о том, кто будет отвечать за тренерскую работу в команде, кто – за административную, какими будут состав и бюджет. Нормальный диалог. Главное, чтоб желание было, и тогда можно договориться обо всем. Я не претендую на управление в единой команде. Мне нужно только одно, чтобы команда «Турбина» добилась того результата, которого она может добиться, которого она заслуживает. А это только чемпионство! Мы можем бороться: мы сегодня лучшие по юниорам. То же и во взрослом чемпионате – спокойно могли бы побороться за 1–3 места. Наверное, для этого нужно пройти определенный путь. В любом случае нужно искать конструктивное решение, которое должно привести к созиданию.
Сейчас, по результатам последней гонки двух «Турбин», над объединением задумались не только болельщики, но и те люди, которые формируют политику новой команды. Делить нам нечего.

Андрей САВИН, генеральный директор Национальной лиги спидвея:
– Что касается идеи проведения гонки двух «Турбин» «в одной», то я об этом слышу впервые и для меня это полная неожиданность. Если говорить более общо, то лично мне слабо верится в возможность такого объединения. Думаю, обе команды – и СК, и СТМК – смогут существовать самостоятельно, так как обе по отдельности – довольно сильны. Безусловно, если такое слияние произойдет, то команда получится чемпионского уровня. Но тогда возникнет другой вопрос: а куда деваться остальным гонщикам, которые не войдут в единую «Турбину»? (а легионеров тогда перестанут приглашать! – Авт.). Меня этот вопрос как директора НЛС не может не беспокоить. Что касается объединения клубов, скажем, из Владивостока, то я только «за». Судьбу же «Турбин», к слову, может разделить и команда «Украина» из Ровно. Дело у них идет к этому.

СК «Турбина», как нам удалось выяснить, энтузиазма болельщиков по поводу проведения гонки единой «Турбиной» против «Мега-Лады» не разделяет. Говорят, голова сейчас занята другим: с 16-го октября заявлена реконструкция стадиона «Труд», поэтому отложить столь важное мероприятие дчаже ради проведения столь символичной гонки удастся вряд ли. Но сама идея, насколько нам дали понять люди, причастные к работе СК «Турбина», там пришлась по душе. Вот только поздновато, говорят, ее предложили. Впрочем, все в этой команде решает губернаторская воля.
А может, губернатор, говоря прилюдно: «Быть «Турбине» единой!» – имел в виду именно это? «Турбину» сильную, единую и непобедимую?!


Распечатать Закрыть


2004 © Балаковский спидвей!